Чтобы чувствовать себя красивой, надо еще и видеть себя красивой. А также – показывать другим. Как представить себя в выгодном свете в социальных сетях? Предлагаем вам анализ новых тенденций цифровой красоты и советы экспертов.

Caucasian women taking cell phone selfie on floor
Caucasian women taking cell phone selfie on floor

«В будущем у каждого будет 15 минут славы». Энди Уорхол был прав, за исключением одной детали: это будет в Сети. В наши дни, когда в Маниле (Филиппины) открылся первый музей селфи, психоаналитик Серж Тиссерон (Serge Tisseron) напоминает, что «желание демонстрировать себя фундаментально для человеческого существа, и оно сильнее стремления иметь свой «тайный сад». В прошлом году во всем мире каждый день в Сеть выкладывалось 1,8 млрд фотографий, что в 5 раз больше, чем в 2012 году1. Очевидно, пользователям соцсетей недостаточно просто рассказать о себе, важна фотография, которая и создает впечатление о человеке в Facebook или Instagram.

ЛАКИРОВКА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

И какое же фото считается лучшим? То, где мы больше всего на себя похожи? «Совсем нет, – отвечает психоаналитик Фабьен Кремер (Fabienne Kraemer).

– То «Я», которое мы выставляем напоказ, – это образ себя, который мы хотим создать у других». Всякое фото, прежде чем попасть в Сеть, тщательно отбирается, ретушируется и пропускается через смягчающий его фильтр. Эти многочисленные виртуальные красоты – словно вторая кожа. Лак, нанесенный на нашу действительность, способ отобрать из нее только лучшее, в соответствии с правилами каждой сети. Так, в Facebook принято выкладывать фото наиболее искрометных моментов своей жизни. В сети Instagram себя обычно показывают с художественной точки зрения.

«Мы пытаемся увидеть себя красивее, чем мы есть, чтобы больше себя любить», – считает Фабьен Кремер.

Но из-за этих игр с внешностью мы можем разучиться воспринимать реальность без фильтра. 38-летняя Марина, юрист, обратилась к профессиональному фотографу, чтобы сделать фото для своего профиля в профессиональной сети LinkedIn. В тот момент она искала работу. «Я большой фанат селфи, умею хорошо себя фотографировать. Но тут я хотела предоставить профессиональное фото, чтобы все шансы были на моей стороне. Но когда фотограф прислал мне выбранные им снимки, я была в шоке, – признается она. – Даже плакала: мне казалось, что это не я, я себя не узнавала. Наверное, именно так и выглядят безработные люди!»

ПЕРЕПИСАТЬ ЛЕНТУ СВОЕЙ ЖИЗНИ

Наш образ, выложенный в Сеть, может быть одобрен кругом наших друзей через «лайки» и комментарии. Каждое фото походит жесткий контроль, и вот уже готова новая грань нашей виртуальной личности. «Цифровая красота своего рода обман, – продолжает Фабьен Кремер. – Соцсеть – это мир, где мы изобретаем себе новую жизнь, чтобы избежать банальной повседневности. Мы делимся с друзьями и подписчиками теми моментами своей жизни, которые могут произвести впечатление на окружающих. Впрочем, не так уж много изменилось по сравнению с фотоальбомами прежних времен».

И все же – неужели оттенки, которые мы придаем своему образу, служат маской, прикрытием? Ведь точно так же мы обычно «играем» с одеждой, чтобы по-разному выглядеть в разные дни: иногда изысканно, иногда повседневно, иногда – сногсшибательно?.. «Игры в сетях немного похожи на наши отношения с гардеробом, – подтверждает психолог Ян Леру (Yann Leroux). – Мы тестируем себя на «лайки», и, если сообщество нас одобряет, мы включаем эти образы в свою подборку. Это интересный способ самопознания». Но также и заметный шаг вперед (или в сторону), ведь «образ человека перестал быть его собственностью, он стал произведением, составленным из взаимодействий целой группы людей, и потому каждый раз он новый», – уверен Серж Тиссерон.

Очевиден и тот факт, что наша виртуальная жизнь оказывает влияние на то, что происходит с нами в реальности. «Мы действуем в соответствии с образом, который создаем, – заключает Ян Леру. – Это не комедия, и последствия не заставят себя ждать».

ГОВОРЯЩИЕ КЛИШЕ

Нескончаемый поток публикаций, приправленных фотографиями, смайликами и комментариями, – порой вставленными прямо в картинку, что стало возможным благодаря разнообразным приложениям для обмена сообщениями, фото и видео, – становится отдельным языком. «Мне нравится начинать рабочую неделю с выкладывания хорошо сделанного селфи, – рассказывает 34-летняя Ольга. – Это способ себя мотивировать и поделиться хорошим настроением». Не заменяют ли картинки слова? Фабьен Кремер отмечает, что «картинка сегодня обгоняет слово. В нашем распоряжении есть разные способы общения: я думаю, что можно даже сделать фото-описку».

Этот поток саморепрезентаций, конечно, служит тому, чтобы сделать нас видимыми, но это также способ передать эмоции, состояние души, поделиться новостями… «Я скоро уезжаю в отпуск, – рассказывает 45-летняя Карина, – и я уже знаю, что буду выкладывать свои фотографии, чтобы делиться с близкими. Меня не будет всего неделю, так что я, наверное, не буду звонить сыну, но мы обменяемся несколькими «лайками» и комментариями: как если бы мы поговорили». Обмен картинками-репликами – явление, называемое pic speech («разговор картинками»), – частая практика среди подростков и не только. «Для меня этот новый язык не ограничивается фотографиями, – уточняет Ту Трин-Бувье (Thu Trinh-Bouvier)2. – Он также состоит из эмотиконов, рисунков, видео и, конечно, текстов. Картинка здесь на первом плане, но к ней добавляются и другие средства».

Запостить селфи сегодня – все равно что сказать «Я». Наши изображения – это настоящие высказывания, средство общения, а не просто выражение эгоистичного желания выставить свою виртуальную красоту напоказ.

 

www.psychologies.ru

comments powered by HyperComments   Поделитесь с друзьями: